Официальное руководство по Frontpage 98

         

некий господин настойчиво разыскивал меня



Предисловие

Вся эта история началась с телефонного звонка днем 7 апреля 1994 г. — некий господин настойчиво разыскивал меня по телефону. Он узнал обо мне от моего научного руководителя в MIT (Massachusetts Institute of Technology, Массачусетском Технологическом институте) и хотел предложить мне работу. Моя жена сочла, что это очередной "охотник за головами" и не стала давать ему мой рабочий телефон, но попросила перезвонить попозже к вечеру. Незнакомец явно остался недоволен такой задержкой, но все же перезвонил. Им оказался Чарльз Фергюсон, известный консультант по компьютерной индустрии, технологической политике и корпоративной стратегии. В выходной мы встретились и немного побеседовали. В результате четыре дня спустя я оставил свою работу и вместе с Чарльзом основал фирму Vermeer Technologies, Inc., названную так по имени Яна Вермеера, голландского живописца 17-го столетия, любимого художника Чарльза. Как оказалось, настойчивость Чарльза была в высшей степени обоснована.
На первых порах Чарльз был генератором идей и организатором, а я отвечал за техническую сторону дела, превращая идеи в конкретные задания, оперативно реализовывавшиеся небольшой группой талантливых инженеров. Когда мы начинали, мы совершенно ничего не знали про Сеть. Первоначальная идея Чарльза состояла в том, что расточительство компаний вроде CompuServe, Dow Jones, Bloomberg или Apple, тратящих миллионы долларов каждая на разработку собственных онлайновых служб, базирующихся на устаревшей технологии централизованных серверов и, к тому же, с несовместимым клиентским обеспечением — непозволительная роскошь. Нашей целью было создание экономичного, стандартизованного и согласованного клиентского, серверного и инструментального программного обеспечения, с помощью которого любая компания могла бы открыть онлайновую службу для рекламных, информационных и коммерческих целей. Для пользователя доступ ко всем службам, построенным по нашей технологии, должен был осуществляться при помощи одного и того же клиентского обеспечения.


Спустя всего месяц после основания компании эта идея претерпела самые драматические изменения. В мае 1994 г. мы обнаружили, что Сеть Internet начала поворачиваться лицом к миру бизнеса и что на вершине ее протоколов возникла новая инфраструктура под названием World Wide Web (WWW - Всемирная паутина), замечательно обеспечивающая онлайновый доступ. Пятью месяцами ранее в NCSA (National Center for Supercomputing Applications, Национальный центр суперкомпьютерных приложений) был создан браузер Mosaic — первый продукт, обеспечивающий пользователям Сети графический интерфейс. В апреле (одновременно с Vermeer) была образована корпорация Netscape Communications Corp. (тогда еще называвшаяся Mosaic Communications), а в конце года появилась первая коммерческая версия их знаменитого браузера.
Мы обнаружили, что WWW предоставляет практически все, чего мы стремились достичь: стандартизованные протоколы (HTTP), серверное (различные Web-серверы) и универсальное клиентское программное обеспечение, поддерживающее эти протоколы (различные браузеры) и даже коммуникационную инфраструктуру (Internet), гораздо более гибкую и удобную, чем мы рассчитывали (телефонный дозвон до онлайновых служб). Главное, чего недоставало в этой стройной схеме по сравнению с нашими первоначальными планами — это рассчитанного на непрограммистов законченного визуального инструмента создания, поддержки и администрирования Web-сайтов (тех самых онлайновых служб) и отдельных страниц. И тогда было решено сосредоточить наши усилия именно в этом направлении.
Я считаю необыкновенной удачей то, что мы сумели собрать группу из самых талантливых людей, каких я только встречал в своей жизни, несмотря на полное отсутствие финансирования (не считая оплачивавшихся Чарльзом прямых расходов). Первыми нашими сотрудниками стали опытнейшие профессионалы Энди Шулерт и Питер Амштейн, возглавившие техническую команду. Постепенно к нам присоединилось множество первоклассных инженеров, превосходный маркетинговый, торговый, административный, исполнительный персонал, а также группы документации и технической поддержки.


Все они были безупречными профессионалами, полностью отдававшими свои силы нашей общей цели.
Имя "Vermeer" оказалось интригующим. Думая, что наша компания — голландская, нас бомбардировали письмами из Нидерландов. Компания Vermeer Manufacturing Co., поставщик строительного оборудования из Айовы, хотела перекупить у нас наше зарегистрированное имя домена vermeer.com (мы, конечно, не согласились). Во время большой выставки Вермеера в Вашингтоне любители искусства заходили на наш Web-сайт в поисках прекрасного. Однако нетрадиционное название в то же время помогало нам выделяться из общей технической массы.
Первые восемь месяцев все члены нашей команды работали по домам, держа связь при помощи электронной почты и факсов. Мы еженедельно собирались в Кембридже, штат Массачусетс, в офисе нашего финансового директора Энди Керра. Мы с Чарльзом и Энди Керром занимались поисками потенциальных инвесторов нашего предприятия, а инженеры тем временем работали над функциональным прототипом нашей продукции. В то время грядущий безоговорочный успех Сети еще не был столь очевиден, и среди нас не прекращались дебаты о том, следует ли в случае провала Internet адаптировать наше программное обеспечение для работы под Lotus Notes или лучше разработать для него свою собственную инфраструктуру.
Свой первый виток Vermeer завершил в январе 1995 г. с капиталом в 4 миллиона долларов. Нашими главными инвесторами стали фирмы Sigma Partners и Matrix Partners, позже к ним присоединилась компания Atlas Venture. Эти деньги позволили нам снять офис в Кембридже, начать платить скромную зарплату, закупить необходимую технику и, наконец, пойти дальше прототипа и всерьез начать воплощать наши идеи в реальное программное обеспечение.


Пока Vermeer создавал свой первый продукт, беспрецедентный успех Сети стал свершившимся фактом. На момент образования Vermeer насчитывалось приблизительно 10 000 Web-сайтов, считая как внешние, в Internet, так и внутренние, в корпоративных сетях (intranet) организаций; а всего годом позже их уже было около 500 000.


По некоторым параметрам ( увеличению графика, приросту количества новых Web-сайтов, притоку новых пользователей) Сеть вырастала на двадцать процентов в месяц; такого феноменально быстрого роста история экономики еще не знала.
Версия 1.0 нашего продукта вышла в октябре 1995 г., всего на неделю позже запланированного срока. Его имя, Frontpage, было подсказано основателем фирмы Lotus Мичем Капор. С одной стороны. Frontpage стал нашим большим успехом, заслужившим ряд премий и снискавшим комплименты покупателей. С другой стороны, за время короткой жизни Vermeer Technologies сетевое творчество перестало быть уделом отдельных энтузиастов и оказалось в центре самого пристального внимания некоторых гигантов программной индустрии. Крошечный Vermeer, насчитывавший всего 35 сотрудников, внезапно очутился в самой горячей точке.
Примерно в это же время средствами разработки для WWW заинтересовалась Microsoft Corporation. Стивен Синофски, менеджер по продуктам линии Microsoft Office, наткнулся на нашем Web-сайте на 30-дневную версию Frontpage 1.0. Стивен показал ее Майку Мэтью, руководителю команды разработчиков Microsoft Word, который, в свою очередь, написал 10-страничный обзор и передал его Крису Питерсу, вице-президенту Microsoft Office, ветерану Microsoft с 14-летним стажем. А Крис во время ежегодной "мыслительной недели" отдал Frontpage на испытание Биллу Гейтсу. Просматривая протоколы работы нашего Web-сервера, мы обнаружили, что за две недели Frontpage 1.0 загрузили 25 человек из Microsoft.
В результате 8 ноября 1995 г. нам позвонил Крис Питере. Им действительно понравился наш продукт. Они почувствовали, что наша идея — сконцентрироваться на создании не отдельных страниц, а законченного Web-сайта — совершенно правильна. Им импонировало то обстоятельство, что Frontpage с виду очень похож на приложение семейства Microsoft Office. У них сложилось впечатление, что мы обогнали всех примерно на год. Они хотели знать, заинтересованы ли мы в сотрудничестве в какой-либо форме, от совместного маркетинга до лицензирования технологии и, в конечном счете, до "полного поглощения", как выразился Крис — то есть не хотим ли мы быть приобретенными Microsoft.


Пристальное внимание со стороны Microsoft произвело на нас сильное впечатление. Буквально на глазах они основательно скорректировали свою ориентацию в сторону Internet. А их маркетинговая политика была выше всяких похвал. Крис Питере добровольно отказался от своей весьма заметной роли в руководстве линией Microsoft Office, чтобы лично принять нашу крошечную команду. Нам стало ясно, что с присоединением к Microsoft наши достижения тысячекратно умножатся. Так мы и сделали 12 января 1996 г.
Свое первое впечатление о жизни в Редмонде я получил, посетив штаб-квартиру Microsoft вместе с президентом Vermeer Technologies, Inc. Джоном Мэндайлом для участия в церемонии официального объявления о нашем приобретении. В одном из зданий нас встретил огромный профессионально выполненный плакат, приветствующий Vermeer в стенах Microsoft. Днем раньше агентство Associated Press опубликовало историю нашей сделки, заставив потрудиться в Microsoft немало народа, ответственного за связи с общественностью. Буквально накануне дизайнеры Microsoft создали готовый макет новой коробки Microsoft Frontpage (наклеив его на коробку от Excel — а кто догадается?), с которой Билл Гейтс в этот день позировал перед фотографами. По территории сновали репортеры, снимая 20-минутный ролик (интервью Гейтса по поводу приобретения; Синофски работает с Frontpage;
Питерс/Мэндайл/Форгаард прикидываются, что говорят о чем-то серьезном; на ветру развевается флаг Microsoft) для показа по национальному телевидению после блока новостей. Web-мастера Microsoft перетащили сайт Vermeer в Редмонд на следующее же утро. Мы с Джоном участвовали вместе с официальными лицами Microsoft в гигантской конференции, собравшей 350 журналистов. Я демонстрировал работу Frontpage сотням служащих Microsoft. Крис Питере давал интервью CNN в живом эфире по каналу спутниковой связи Редмонд-Атланта. Процедура приобретения была показана по местным каналам телевидения по всей стране; в общей сложности ее посмотрели 50 миллионов зрителей. Первым из национальных изданий на это событие откликнулся журнал The Wall Street Journal, поместивший репортаж о нем на первой странице делового раздела.


Запущенная Microsoft машина в действии выглядела довольно устрашающе.
И вот команда инженеров и группа документации нашей маленькой компании перебрались в штаб-квартиру Microsoft в Редмонде, штат Вашингтон. Двадцать пять семей распрощались с Бостоном и направились на северозападное побережье Тихого океана. А 24 апреля 1996 г., спустя всего несколько дней после нашего прибытия в Сиэтл, Frontpage I.I был передан в производство.
Никто из нас не был готов к размаху дальнейших событий. В июне 1996 г., будучи первый месяц в продаже, Frontpage I.I попал на 22 позицию списка бестселлеров программного обеспечения журнала PC Week. В июле мы были на 7 месте. В августе Frontpage стал третьим по популярности прикладным пакетом по всей стране, потеснив даже сам Microsoft Office. В то время как Vermeer за свою короткую историю продал в общей сложности 275 копий Frontpage, у Microsoft разошлось 150 000 копий уже за первые три месяца. Frontpage 97, запущенный в производство 13 ноября 1996 г., стал первым продуктом Microsoft, вышедшим сразу на шести языках. Он легко побил рекорды продаж Frontpage I.I и стал мировым лидером среди инструментальных средств разработки для Сети.
Сейчас, когда я пишу эти строки, на Web-сайте Microsoft второй день выставлена бета-версия Frontpage 98. Это уже четвертый релиз Frontpage менее чем за два года, и, можно смело сказать, на сегодняшний день — самый значительный. В нем появились библиотека стилей сайтов, панели автоматической навигации, редактирование фреймов в режиме WYSIWYG, рисование таблиц мышью и еще много разных новых возможностей и удобств. Целью этого релиза Frontpage является, как всегда, дать лучшее из новейших технологий WWW и сделать их доступными каждому. Мы надеемся, что вы получите такое же удовольствие от его использования, какое мы получали от его разработки.
Бретт Полонски и Керри Лехто, авторы этой книги, разделяют наше видение Frontpage. Они имели возможность работать с самыми ранними вариантами Frontpage 98, и это заметно по глубине и полноте изложения, замечаний, советов, по ясности освещения всех прежних и новых возможностей Frontpage.Мне эта книга доставила исключительное удовольствие своей доступностью и исчерпывающей информативностью, и я уверен, что вы со мной согласитесь.
Со временем все меняется. Сегодня, зайдя на www.vermeer.com, вы не отыщете ни слова об Internet и Frontpage, но зато многое узнаете о строительном оборудовании. Наша большая фоторепродукция "Концерта" Яна Вер-меера теперь висит в Редмонде, а не в Кембридже. Но по мере того, как проходят месяцы и будущее Сети постепенно приоткрывается перед нами, я все больше утверждаюсь в мысли, что искра, зажженная нашей маленькой компанией, не погаснет.
Рэнди Форгаард
Основатель Vermeer Technologies, Inc.
9 августа 1997 г.

Содержание раздела