Аппаратно программные платформы корпоративных информационных систем

         

Стандарты шин



Стандарты шин

Обычно количество и типы устройств ввода/вывода в вычислительных системах не фиксируются, что позволяет пользователю самому подобрать необходимую конфигурацию. Шина ввода/вывода компьютера может рассматриваться как шина расширения, обеспечивающая постепенное наращивание устройств ввода/вывода. Поэтому стандарты играют огромную роль, позволяя разработчикам компьютеров и устройств ввода/вывода работать независимо. Появление стандартов определяется разными обстоятельствами.

Иногда широкое распространение и популярность конкретных машин становятся причиной того, что их шина ввода/вывода становится стандартом де факто. Примерами таких шин могут служить PDP-11 Unibus и IBM PC-AT Bus. Иногда стандарты появляются также в результате определенных достижений по стандартизации в некотором секторе рынка устройств ввода/вывода. Интеллектуальный периферийный интерфейс (IPI - Intelligent Peripheral Interface) и Ethernet являются примерами стандартов, появившихся в результате кооперации производителей. Успех того или иного стандарта в значительной степени определяется его принятием такими организациями как ANSI (Национальный институт по стандартизации США) или IEEE (Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике). Иногда стандарт шины может быть прямо разработан одним из комитетов по стандартизации: примером такого стандарта шины является FutureBus.

На рисунке 5.44 представлены характеристики нескольких стандартных шин. Заметим, что строки этой таблицы, касающиеся пропускной способности, не указаны в виде одной цифры для шин процессор-память (VME, FutureBus, MultibusII). Размер пересылки, из-за разных накладных расходов шины, сильно влияет на пропускную способность. Поскольку подобные шины обычно обеспечивают связь с памятью, то пропускная способность шины зависит также от быстродействия памяти. Например, в идеальном случае при бесконечном размере пересылки и бесконечно быстрой памяти (время доступа 0 нсек) шина FutureBus на 240% быстрее шины VME, но при пересылке одиночных слов из 150-нсекундной памяти шина FutureBus только примерно на 20% быстрее, чем шина VME.




VME bus FutureBus Multibus II IPI SCSI
Ширина шины (кол-во сигналов) 128 96 96 16 8
Мультиплексирование адреса/данных Нет Да Да ( (
Разрядность данных 16/32 бит 32 бит 32 бит 16 бит 8 бит
Размер пересылки (слов) Одиночная или групповая Одиночная или групповая Одиночная или групповая Одиночная или групповая Одиночная или групповая
Количество глав- ных устройств шины Несколько Несколько Несколько Одно Несколько
Расщепление транзакций Нет Доп. возможность Доп. возможность Доп. возможность Доп. возможность
Полоса пропускания (время доступа - 0 нс - 1 слово) 25.9 Мб/c 37.0 Мб/c 20.0 Мб/c 25.0 Мб/c 5.0 Мб/c
Полоса пропускания (время доступа - 150 нс - 1 слово) 12.9 Мб/c 15.5 Мб/c 10.0 Мб/c 25.0 Мб/c 5.0 Мб/c
Полоса пропускания (время доступа - 0 нс - неогр. размер блока) 27.9 Мб/c 95.2 Мб/c 40.0 Мб/c 25.0 Мб/c 5.0 Мб/c
Полоса пропускания (время доступа - 150 нс - неогр. размер блока) 13.6 Мб/c 20.8 Мб/c 13.3 Мб/c 25.0 Мб/c 5.0 Мб/c
Максимальное количество устройств 21 20 21 8 7
Максимальная длина шины 0.5 м 0.5 м 0.5 м 50 м 25 м
Стандарт IEEE 1014 IEEE 896.1 ANSI/ IEEE 1296 ANSI X3.129 ANSI X3.131

Содержание раздела